Исследователи разработали технологию производства жаропрочного алюминия, которая позволяет создавать вытянутые термостойкие структуры для авиации и скоростного железнодорожного транспорта.
Раньше подобные сплавы пробовали получить с помощью сложных и дорогостоящих способов, таких как сверхбыстрая кристаллизация расплава и порошковая металлургия. Теперь группа ученых из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Сибирского федерального университета и красноярского Научно-производственного центра магнитной гидродинамики разработали уникальный метод отливки алюминиевого сплава в электромагнитном кристаллизаторе в проволоку.
Полученный таким образом сплав выдерживает температуру до 4000 °C, что в разы превосходит аналогичные показатели других алюминиевых сплавов. Секрет его высокой жаропрочности заключается в режимах литья и отжига, в ходе которых формируется структура из термостойких наночастиц из меди, марганца и циркония.
В настоящее время команда изучает физико-механические свойства проволоки и планирует запатентовать технологию ее производства. По их словам, такой проводящий материал может заменить тяжелые и дорогие медные провода в самолетах и высокоскоростных поездах.
Ранее мы также сообщали о другой не менее интересной технологии производства металлов, которая позволяет делать их в 4 раза тверже обычного.